В помощь мотору и веслам

Умеренный вес и быстрая — в течение 1 ч — сборка делают тримаран удобным для воскресных прогулок, но особенно полно его качества раскрываются в дальних походах.

Конструкция тримарана «Стриж-4,5» обеспечивает безопасность плавания при ветре до 10 м/с и волне до 0,35 м. Он сравнительно легко выдерживает шквалы, не теряет управляемости в экстремальных условиях, способен лавировать против свежего ветра. Первый «Стриж-4,5» за непривычную для байдарок выносливость и неуязвимость прозвали «танком». Его высокая надежность объясняется малым количеством ответственных деталей и высоким запасом прочности.

О простоте управления «Стрижом-4,5» можно судить по такому факту: байдарочникам, до этого ни разу не сидевшим за рулем парусного судна, предлагалось прокатиться на тримаране в одиночку. После короткого инструктажа они при ветре 4—7 м/с довольно быстро осваивали управление, делали повороты и даже выполняли лавировку.

Тримаран вооружен гротом типа «Стриж» площадью 4,5 м2 упрощенной конструкции. Мачта (рис. 37) прямая, парус без заднего горба и лат, двухслойный или с карманом-обтекателем мачты (рис. 38). Двухслойный парус проще в изготовлении. На парусе с карманом часто появляются трудноустранимые морщины, но зато на него идет меньше ткани. Как правило, грот шьют из хлопчатобумажных или льняных тканей. Широта диапазонов его регулировки позволяет компенсировать вытяжку низкокачественной парусины. Основной механизм регулировки пуза паруса показан на рис. 36.

мачта и схема гика паруса «Стриж»
Рис. 37. Мачта и схема гика паруса «Стриж», S=4,5 м2:
1 — шпор мачты, Ø40X1,5, l=120; 2 — болт М8Х15; 3 — дужка, Ø10X1; 4 — фиксатор дужки, проволока Ø3; 5 — нагель-утка, дюраль, Ø8; 6 — нижнее колено мачты, Ø45X1.5, l=1100; 7 — винт М6; 8 — среднее колено мачты, Ø50X2, l=1800; 9 — верхнее колено мачты, Ø45X1,5, l=1800; 10 — кольцо-блок стаксель-фала; 11 — огон левой ванты; 12 — огон правой ванты; 13 — гайка М8; 14 — шайба, Ø22X9, δ=2; 15 — огон штага; 16 — огон кольца- блока стаксель-фала; 17 — шайба; 18 — шток флюгарки; проволока Ø2—3; 19 — верхняя дужка, Ø10X1; 20 — флюгарка, капроновая лента; 21 — шпилька М8; 22 — заклепка Ø2,5; 23 — болт М6 с кольцом для проводки грота-фала; 24 — вкладыш Ø8, l=100
стаксель и грот с карманом-обтекателем
Рис. 38. Стаксель и грот с карманом-обтекателем

Шкот крепится за кормовую оковку байдарки и проводится через кольцо-блок на ноке гика. Стопоров и уток для шкота не делают.

Рулевой держит его в руках и своевременно потравливает при усилениях и отходах ветра.

В слабый ветер в помощь гроту ставят вспомогательный стаксель площадью 2,5 м2. Он заметно увеличивает скорость тримарана на всех курсах, однако при ветре более 5 м/с ему не хватает жесткости, стаксель теряет форму и начинает опасно перегружать силовой набор байдарки. Передняя шкаторина стакселя не связана со штагом.

Боковое сопротивление тримарана обеспечивается рулем и двумя поочередно опускаемыми шверцами асимметричного профиля. Шверц-балка установлена на расстоянии 0,3 м от мачты. При поставленном стакселе тримаран оказывается почти идеально отцентрован. С одним гротом судно заметно приводится. Нагрузки на руль возрастают, но с точки зрения безопасности такая центровка даже полезна, так как при брошенном руле тримаран автоматически разворачивается к ветру, и парус встает во флюгерное положение.

Шверцы крепятся к осям (рис. 39), сделанным из вязкой стали или дюраля. Оси свободно вращаются в шверц-балке. От выпадания их предохраняют фиксаторы Ø 5 мм. В рабочее положение шверцы опускаются резиновым жгутом или пружиной от эспандера. Поднимают шверц вручную и закладывают на крючок, привязанный к задней балке тримарана.

шверц тримарана «Стриж-4,5»
Рис. 39. Шверц тримарана «Стриж-4,5»:
1 — снасть для подъема тверда; 2 — фальшборт байдарки; 3 — шверц; 4 — заклепка Ø3 мм; 5 —шайба, дюраль, Ø80X17, δ=4; 5 — вороток, приваренный к гайке; 7 —усиливающая накладка, дюраль, δ=1; 8 — шайба 16; 9 — гайка М16; 10 — гайка-барашек М6; 11 — деревянная часть шверца; 12 — ось шверца; 13 — фиксатор, позволяющий шверцу поворачиваться на 120°; 14 — тяга — резиновый жгут, ставящий шверц в рабочее положение; 15 — шверц-балка, Ø40X1,5, l=900

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18