В помощь мотору и веслам

К продольным рейкам, кроме вант, крепятся петли-уключины (из ремня или прочного троса) и кипы стаксель-шкотов. Чтобы возможно плотнее прижать балки к уключинам, их носовые концы стягивают тросом.

Мачта длиной 3 м для удобства транспортировки сделана из двух отрезков дюралевых труб Ø 40X1,5 мм. Стоячий такелаж из проволоки и металлического троса крепится на топе мачты к скрученному из проволоки бугелю.

Благодаря выступающим за транец бортовым баллонам рулевое устройство имеет очень простую конструкцию. Под имеющиеся на концах баллонов ручки для переноски лодки просунута доска. От поперечных перемещений ее удерживают привязанные к ручкам штертики. В доске сделано отверстие для баллера. Верхняя часть руля сделана из двух дощечек, между которыми установлено откидывающееся перо руля. На кормовой поперечине укреплены также утки для гика-шкотов и рымы, в которые вставляются продольные балки.

На рис. 49 показано оригинальное парусное вооружение, разработанное для надувной лодки «Нырок-1». Парус площадью 3,5 м2 надевается на мачту карманом, прошитым по передней шкаторине. Задняя шкаторина подкреплена дюралевой трубкой, к которой крепится нок гика — уишбома, охватывающего парус, как на виндсерфере, двумя дугами с обеих сторон. Благодаря применению такой жесткой системы крепления парус не испытывает значительных нагрузок от такелажа, что позволило изготовить его из такого малопрочного материала, как синтетическая пленка.

лодка «Нырок-1»
Рис. 49. Лодка «Нырок-1», вооруженная трапециевидным парусом (общий вид и чертежи):
1 — парус; 2 — гик; 3 — мачта; 4 —  пяртнерс; 5 — степс; 6 — шверц. легкий сплав, 600X 250X1; 7 — перо руля, легкий сплав, 600X250X1; 8 — шкот; 9 — трубка задней шкаторины

Для повышения жесткости корпуса и равномерного распределения нагрузки от парусного вооружения на днище лодки установлена опора из дюралевых трубок — половинок кольца спортивного обруча, подогнутых по обводам днища и подкрепленных продольными трубками из лыжных палок. На эту опору установлен степс — кольцо из алюминиевого уголка. Свободно поворачивающаяся мачта проходит через пяртнерс — отрезок трубы Ø40x1, раскрепленный треногой из лыжных палок, которая опирается на край сиденья и носовой рым.

Шверцбалка из дюралевой трубки Ø 25X1 установлена на двух отрезках лыжных палок, уложенных вдоль бортов и прикрепленных к штатным уключинам и резиновым ушкам. Передвигая шверды, можно корректировать центровку лодки. Для улучшения управляемости перо руля можно вынести на специальной штанге (рис. 50) на 800 мм от кормы на кронштейне, который фиксируется рым-болтом на фланце, прикрепленном к днищевой опоре.

В заключение предлагаем ознакомиться с универсальным комплексом парусного вооружения (рис. 51), пригодным для установки практически на любой лодке (естественно, при правильно подобранных размерах).

конструкция выносного пера руля
Рис. 50. Конструкция выносного пера руля:
1 — пластина; 2 — рым-болт; 3 — кронштейн; 4 — румпель; 5 — штанга; б — баллер; 7 — перо руля; 8 — фланец; 9 — кильсон
универсальное парусное вооружение
Рис. 51. Универсальное парусное вооружение:
1 — шверц; 2 — кормовая поперечная балка—труба; 3 — продольная балка—труба; 4 — гик; 5 — парус; 6 — мачта; 7 — бугель-муфта для соединения частей мачты; 8 — носовая поперечная балка—труба

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18