В помощь мотору и веслам

На рис. 45 показано виндсерферовское вооружение площадью 3 м2, установленное на лодке «Нырок-4» (2,5Х1,09Х0.29 м). Мачта укреплена в степсе таким образом, что наклонять ее можно только в продольной плоскости. В качестве единственной поперечной балки использованы лопастные части весел «Нырка», продетые в штатные уключины и соединенные деревянной муфтой — степсом. Перед сборкой устройства на каждое весло надевается шверц.

вооружение лодки «Нырок» парусом виндсерферовского  типа
Рис. 45. Вооружение лодки «Нырок» парусом виндсерферовского типа:
1 — гика-шкот; 2 — парус; 3 — гик; 4 — мачта, трубка дюралевая, Ø30X2,5; 5 — штифт, пруток дюралевый Ø7; 6 — степс» муфта, дуб или ясень; 7 — штатное весло; 8 — уключина; 9 — шверц, фанера, 750X350X10

Управляется лодка, как и виндсерфер, за счет наклона мачты, одновременно с которой отклоняются в противоположную сторону и шверцы. Изменение центровки позволяет легко приводиться к ветру и уваливаться, не прибегая к помощи весел.

Парусное вооружение типа «Стриж» площадью 3,5 м2, о котором говорилось выше, было установлено (рис. 46) на надувной лодке «ЛГН-2» (2,5X1,13X0,30 м). Для повышения жесткости лодки, крепления рангоута и такелажа вдоль бортов проложены дюралевые трубы 0 40 мм, которые стыкуются впереди носовой оконечности, образуя своего рода бушприт (рис. 47). Мачта опирается на носовую балку и поддерживается штагом и двумя вантами — распорками из дюралевой трубы 0 20 мм, которые нижними концами крепятся ко второй поперечной балке, служащей одновременно втулкой для шверц-балки. В слабый ветер можно поднять полутораметровый стаксель.

боковой вид лодки «ЛГН-2»
Рис. 46. Боковой вид лодки «ЛГН-2», вооруженной парусом типа «Стриж» со стакселем
детали крепления рулевого устройства  и мачты  на лодке «ЛГН-2»
Рис. 47. Детали крепления рулевого устройства (а) и мачты (б) на лодке «ЛГН-2»

Вариант вооружения со шпринтовым гротом и стакселем, сконструированный для надувной лодки «Волна» (2,8Х2,04Х 0,285 м) показан на рис. 48. Все основные детали крепятся к пропущенной через резиновые уключины поперечной деревянной балке. Мачта устанавливается в подвеске (см. рис. 44) и поддерживается парой вант, прикрепленных к установленным вдоль кормовой части бортов деревянным рейкам. К выступающим наружу из уключин концам поперечной балки навешаны планки с прикрепленными к ним дюралевыми шверцами. Планки удерживаются проволочными стопорами, а сама шверц-балка от поперечных перемещений — шайбами, которые вплотную прижаты к уключинам проволочными шплинтами.

парусное вооружение лодки «Волна»
Рис. 48. Парусное вооружение лодки «Волна»:
1 — шверц, дюраль 350X260X1,5; 2 — планки шверцев; 3 — бимс-шверц-балка, сосна Ø35; 4 — уключины из троса; 5 — поперечина, сосна, 180X15; 6 —продольные рейки Ø30; 7 — рулевое устройство; 8 — гик, дюралевая трубка, Ø22X1, l=1300; 9 — шпринт, труба, Ø22X1. l=2350; 10 — мачта сборная из двух частей, труба Ø40X1,5, l=3000

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18