В помощь мотору и веслам

Весла, образующие Л-образную основу мачты, опираются лопастями на передние бортовые рымы, а острия на концах лопастей входят в отверстия для уключин. Вверху весла соединены тройным хомутом на гайках-барашках. Поперечина, в которую входят уключины, служит опорой для верхней части мачты — стеньги из дюралевой трубки Ø 20 x 2 и длиной 2 м, вставляемой в среднюю обойму тройного хомута. Шпилька в основании стеньги входит в отверстие поперечины. На верхней части лопастей весел закреплены гики длиной 0,8 м, изготовленные из дюралевых лыжных палок. Шарнирное крепление допускает поворот гиков только в горизонтальной плоскости. Эта часть конструкции все же оказалась недостаточно прочной: в свежий ветер концы лопастей прогибались, и их пришлось усилить накладками.

Мачта раскреплена штагом и двумя ахтерштагами, концы которых заведены за носовой и кормовые рымы. Дюралевый рей из трубы Ø 30X1,5 длиной 1,5 м сделан разъемным на втулке. Фал прикреплен к топенантам рея, концы которых закреплены на хомутах на расстоянии 1 м друг от друга.

Парус шириной 3 м и высотой 2,7 м изготовлен из легкого брезента. По верхней кромке прошит карман для рея, на ноки которого надеваются петли, пришитые по концам кармана. Боковые и нижняя шкаторины усилены хлопчатобумажной лентой. Шкотовые углы подкреплены накладками, в которые зашиты стальные кольца. Брасы и шкоты заводятся раздельно за переднюю и заднюю стойки кормовых рымов, контршкоты свободно проходят через носовой рым.

На малых гребных лодках наряду с подвесным парусом находит применение рейковое вооружение. Нередко предпочтение ему отдается только по той причине, что смотрится оно более привычно. Нельзя, однако, не отметить и некоторых практических преимуществ рейкового паруса. Показанное на рис. 19 вооружение шпоновой лодки при площади 3,5 м2, т. е. такое же, как у «Оптимиста», в разобранном виде может быть легко уложено внутри корпуса, и весит меньше, чем подвесной парус — всего 5 кг. Управление традиционное — при помощи одного гика-шкота. Лодка с таким парусом может лавировать под углом до 50° к ветру.

рейковое вооружение шпоновой лодки
Рис. 19. Рейковое вооружение шпоновой лодки: а — ракс-бугель и скоба для крепления фала к рейку; б — пяртнерс; в — степс

Мачта, реек и гик делают деревянными или из дюралевых труб (мачта Ø 32x2, гик и реек Ø 25x1). Деревянный рангоут будет прочнее, если его сделать клееным из двух сосновых реек. На заготовках рейка и гика можно заранее выбрать половинки ликпаза, в который будут вставляться верхняя и нижняя шкаторины паруса. Впрочем, проще парус пришнуровывать к рейку и гику или прошивать для них по шкаторинам карманы. Фал, привязанный за обушок ракс-бугеля, пропускается через блочек на топе мачты и крепится за сиденье или установленные на мачте утки.

Мачта устанавливается через пяртнерс, прорезанный в сиденьи, или в прикрепленной к нему пластине из бакфанеры, если сиденье оказывается смещенным. Нижний квадратный конец мачты — шпор — вставляется в гнездо — степс, прикрепленный шурупами к килю.

Чтобы лодка могла лавировать против ветра, ее следует оборудовать шверцами или поставить под килем плавник из бакфанеры либо дюраля. Площадь плавника — 0,2—0,25 м2.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18