Старые мастера

Биографии здешних мастеров можно свести к одной общей, схематичной: родился в Богородском (либо в Селихово. Федоровском — окрестных деревнях), окончил профтехшколу, резчик Богородской фабрики, участник отечественных, зарубежных и всемирных выставок. И все же каждый большой мастер Богородского неповторим, его легко узнать по творческому почерку, приверженности любимой теме.

Побывала я в гостях у знаменитого резчика — заслуженного художника РСФСР Николая Ивановича Максимова. Он коренной потомственный мастер. В 16 лет закончил профтехшколу и удивил своих учителей ставшей широко известной теперь дипломной работой «Генерал Топтыгин». Воевал артиллеристом, но в 43-м после битвы на Курской дуге по ходатайству НИИ художественной промышленности был отозван с фронта возрождать промысел. 70 богородских мастеров так и не вернулись с полей войны. Погиб по дороге домой односельчанин Василий Стулов, также отозванный с фронта.

Тогда, в начале 44-го, туго пришлось Максимову. Собрал из окрестных сел 90 способных ребятишек, организовал школу. Приходилось быть одновременно и директором, и истопником, и учителем. Сегодня эти ребята военных лет — известные мастера, костяк промысла.

Но и в грозные военные годы промысел жил. Назло всем бедам и невзгодам резали мастера свои знаменитые игрушки. Да и сама богородская игрушка стала как бы символом народной веры в победу. Разве можно победить людей, которые в самые тяжелые минуты смотрят на жизнь весело и ясно? И в дальних заморских краях была богородская игрушка не только визитной карточкой Страны Советов, но и ее помощницей — ее за валюту продавали. Недаром тогда богородцы лозунг свой выдвинули: «На игрушки дают нам пушки!».

В домашнем музее, который устроили Максимовы, вскоре к работам отца прибавились работы младшего сына и снохи. Работы Максимова-старшего можно встретить в коллекциях Русского музея, Московского музея народного творчества, в Загорском художественном музее.

«Жена плачет, когда я игрушки в музей отдаю,— признается Николай Иванович,— а взаперти держать тоже не дело. Как птенцы — оперились, ну и лети! Зато сколько людей порадуются».

К 600-летию Куликовской битвы Максимов сделал большую интересную работу — бой Пересвета с Челубеем.

Довелось побывать мне еще в одном доме — у старейшего мастера села Ивана Федоровича Чушкина. И дед его, и прадед мастерили игрушки. Поговаривают, что с семьи Чушкиных и начался тот первый, куклой аукой, промысел. Весельчак, неунывающий никогда дед Иван знаменит в селе своими «кузнецами».

Эта старинная игрушка стала эмблемой богородской фабрики. Увидев ее, сказал французский скульптор Роден: «Народ, который создал эту игрушку,— великий народ».

Уже стар совсем стал мастер — за 80, а нет-нет да и удивит домашних: встанет поутру, смастерит «кузнецов». Игрушки у него все удивительно разные. «Не по шаблону режу — к сердцу прислушиваюсь,— говорит старый мастер.— Веселое настроение, так и «кузнецы» мои веселые, грусть пришла, так и не взыщи». А вот из детей никто не выбрал отцовского дела. Был, правда, один сын — хороший мастер, так его война взяла.

Старые мастера... Жизнь их прошла на виду у односельчан. Все было вместе — заботы и радости.

Щедра талантами земля богородская. Но так ли неиссякаема ее животворная сила? Старики все принимают близко к сердцу. Может быть, поэтому так остро звучит в их словах тревога за судьбу богородского промысла,— дела их жизни, их отцов и дедов. Тревога и надежда, что придут к ним в учебу молодые ребята для того, чтоб навсегда посвятить себя красоте богородского промысла.