Камень одевают в рубашку

Еще больше забот о молодом бетоне у строителей бывает зимой. Ведь когда температура падает ниже нуля, вода превращается в лед. А лед не смешаешь с цементным порошком.
Что же, выходит, зимой нельзя ни приготовлять бетон, ни возводить из него какие бы то ни было сооружения?
Лет двадцать — двадцать пять назад так действительно и бывало. Лишь только начинались, пусть еще совсем небольшие, морозы, а уж не то, что бетонные, даже работы по возведению кирпичных зданий, и те прекращались. Сиротливо и неприветливо выглядели в это время стройки. Снег толстым слоем покрывал незаконченные стены, и ветер свободно разгуливал в зиявших дырами незастекленных оконных проемах.
Конечно, из-за этого строительство шло очень медленно, и, если бы так продолжалось и дальше, наша страна не могла бы выполнить гигантских планов работ, которые были намечены.
Выход из этого положения мог быть только один: строить в любое время года. И строители так и решили делать.
А морозы?
Морозы, конечно, остались такими же, какими они бывали прежде. Но строители их уже больше не боялись. Как это случалось не однажды в прошлом, так и на сей раз на помощь строителям пришла наука.
Ученые нашли сразу несколько способов, пользуясь которыми можно было зимой, так же как и летом, приготовлять бетон и возводить бетонные сооружения.
Но что же это за способы, которые позволяют вести бетонные работы зимой?
Один из них, разработанный советскими учеными С. А. Мироновым, В. М. Медведевым и И. Г. Соваловым, назван «способом термоса». Вот в чем он состоит.
Приготовленный на заводе бетон специально делают теплым.
Оказавшись на воздухе, температура которого ниже нуля, бетонная смесь, конечно, начинает остывать. Однако происходит это очень и очень медленно. А время ведь идет быстро. И получается так, что, не успев еще полностью остынуть, бетон обретает, как говорят ученые, критическую прочность. И теперь уже никакой мороз не будет для него страшен.
Как будто бы всё довольно просто. Однако, чем же объясняется почти загадочная способность бетона сохранять так долго тепло?
Оказывается, самая большая заслуга в этом принадлежит каменному клею. Когда смешанный с водой цемент начинает твердеть, происходит выделение большого количества тепла, так же как это было при гашении извести. Многие даже и не подозревают, насколько это количество велико. Внутри куба, Сделанного из цементного теста, каждая из сторон которого имеет два метра, по прошествии двух суток температура достигает ста градусов. И если бы кто-нибудь захотел, в нем можно свободно вскипятить чайник или даже сварить обед.
При твердении бетона происходит то же самое: смешанный с водой цемент остается верен себе и очень медленно остывает. А мелкий камень и песок, из которого состоит бетонная смесь, помогают еще лучше сохранять тепло. Когда же только что приготовленный бетон подогревают, ему тем самым как бы заблаговременно делают тепловую «прививку», которая и дает бетону силы бороться с морозом.
Теперь остается рассказать, в чем состоит второй способ, предложенный учеными.
Каждый из вас, наверно, много раз был зимой свидетелем такой картины. Выйдет утром шофер к своей автомашине, простоявшей всю ночь под открытым небом, и никак не может завести мотор.


Внутри бетонной плиты свободно можно вскипятить чайник...

С шофера градом катился пот, а машина продолжала стоять как вкопанная.

Так случается зимой часто. Однако не всегда и не со всеми. У хорошего шофера подобные происшествия бывают очень редко, даже в самый сильный мороз, потому что хороший шофер следит за своей машиной, как заботливый хозяин. У него всё время радиатор надежно укрыт своеобразной теплой рубашкой. И от этого получается двойная польза: и мотору тепло, и шоферу меньше заботы. Знай себе только смотри, чтобы рубашка плотно прилегала к металлическому телу радиатора да чтобы нигде не было щелей, через которые может проникнуть холодный ветер.
Но какое же отношение всё это имеет к бетонным работам зимой?
Второй способ, предложенный учеными, как раз и заключается в том, что молодой бетон одевают в теплую «рубашку», которая согревает его и предохраняет от вредного действия мороза.
Конечно, «рубашка», надеваемая на бетон, не только не имеет ничего общего с вашей, но и не похожа на ту, в которую укутывают радиатор автомобиля. Важно то, что цель преследуется одна и та же: потеплее выбрать одежду, чтобы уберечься от холода, который одинаково не по душе и нам с вами, и мотору автомобиля, и молодому бетону.
Если бетона немного, то тогда и старое ватное одеяло сделает свое дело. А если им наполнен целый котлован, вроде того, который мы видели?
Тут с одеялами ничего не получится, да и к чему они, когда «рубашка», придуманная для бетона, и лучше, и надежнее.
Внутреннюю сторону «рубашки» бетона, которую назвали термоактивной опалубкой, делают из извести-кипелки. А известь, если она соединяется с водой, выделяет много тепла. Вот и выходит, что достаточно строителям укутать молодой бетон такой «рубашкой», и они могут быть совершенно спокойны, что никакого вреда мороз ему причинить не сможет.
Так теперь и поступают в нашей стране. И бетонные работы зимой ведутся так же, как и летом. Ни сильный мороз, ни ледяной ветер, ни снег, покрывающий всё вокруг белым саваном, не может помешать советским строителям выполнить свой долг. Они знают, как нужны нам новые заводы и электростанции, новые мосты и жилища. Для этого и подогревают бетон, и надевают на него теплую «рубашку», и заставляют его совершать еще много других удивительных превращений, после чего этот лучший строительный материал всякий раз становится еще прочнее и долговечнее.


Как камень стал железным