Богородское — село именитое. Богородские «потешки»

Было это 3 года назад, попутчицей моей в автобусе из Загорска до Богородского, оказалась старушка — седенькая, в простом темном платье. Она-то и вызвалась проводить меня до фабрики.

Разговорились о селе, о давних годах. И пока мы шли деревенской широкой улицей, Матрена Кирилловна — так звали мою спутницу — то и дело кивала на избы, называя знакомые по книгам и музейным экспонатам имена здешних мастеров: Стуловы, Бадаевы, Зинины.

Сама Матрена Кирилловна — из известной семьи потомственных резчиков Устратовых. В детстве доводилось отцу помогать — резала фигурки барышень и гусаров, что попроще. На памяти и деревенские посиделки: собирались тогда мастера в одной избе, за разговорами и дело быстрее бежало. А когда наполнялись большие плетеные корзины доверху «щепным товаром», запрягали лошадь и везли игрушки в Сергиев посад (теперь Загорск) на продажу. Сами богородцы не торговали, а сдавали все игрушки оптом перекупщикам.

Богородская игрушка... История ее давняя-предавняя. Дотошные искусствоведы как будто докопались до ее истоков. Началось все с деревянной куклы «ауки», вырезанной на забаву ребятишкам и по случайности удачно проданной на базаре.

Сохранились исторические документы, свидетельствующие, что игрушки — богородские «кузнецы», «секачи на колесах», «потешные возки с коньми деревянными»— покупались для потехи «государевых чад». В Сергиевом посаде и в Москве на торгах можно было купить «седачков», «баб-прях», резных курочек и львов, «дергунов», замысловатые игрушки с движением. Нетрудно представить себе, какую огромную радость, поистине праздник души приносили нашим малолетним прадедам незатейливые эти «потешки».

В России не одно только Богородское своими игрушками славилось. Есть села, в которых и поныне ведется старинный игрушечный промысел. Материал всегда под рукой, чаще всего глина и дерево. А различались игрушки манерой исполнения, сюжетами. Если глиняные дымковские игрушки праздничны, нарядны, полны неукротимой фантазии, то деревянные богородские — сдержанны, реалистичны. А вот в части юмора сравнение невозможно. Им в равной степени наделены произведения и каргопольских, и дымковских, и филимоновских, и богородских умельцев*.

Не всегда народные промыслы в чести были. Село Новопокровское, откуда родом мастера золотой Хохломы, именовалось раньше... Бездели. Истинной работой у мужиков считалось ведь хлебопашество!

Есть у богородских «потешек» одно важное, пожалуй, самое отличительное свойство: труд — основа здесь почти любого сюжета. Как правило, основным напарником крестьянина служит мишка-медведь, озорной и забавный, который в шуточном соревновании всегда проигрывает ловкому и умному крестьянину.

Богородская игрушка — своеобразная энциклопедия народной жизни. Запечатлены в ней ,картины крестьянского труда, бытовые сценки, точно и остроумно подмечены характерные детали. Так появлялись резные фигурки скрипачей или пляшущих крестьян, дамы и гусары, в позах которых бывала заметна ирония мастера над барами.

Долго в Сергиевом посаде — оплоте русского христианства из-под полы продавалась «вольнодумная» игрушка. Например, монах, несущий за спиной молодку.

Ну а день сегодняшний? Жизнь внесла новые сюжеты, сохранив старые приемы мастерства. Богородский «мишка» овладел новыми профессиями, вплоть до космических. Любят богородцы по-прежнему композиции на темы русских сказок, былин, басен. Заняли достойное место в творчестве народных умельцев темы революции, Великой Отечественной войны.

* О мастерах глиняной игрушки и других изделий из глины и дерева читайте выпуски № 1 —1980. «1000 вещей из глины» и № 10—1983. «Народные умельцы».