Цифры и факты

Страницы: 1 2 3 4

Изобретателем плотничного и столярного инструментов (набора топоров, рубанка, коловорота, отвеса, клея) считали Дедала, который более знаменит как создатель крыльев, на которых улетел вместе с сыном Икаром с острова Крит, и еще — парусов и мачт, самодвижущихся автоматов и замечательных скульптур.

Знаменитый законодатель древней Спарты Ликург, известный своими устными законами — ретро (соглашениями между правителями и народом), тот самый, что на вопрос «Как сделать, чтобы соседние страны не нападали на нас?», ответил: «Живите скромно и не будьте богаче соседей», — издал и несколько законов, касающихся ремесел. Кузнецов и ювелиров он лишил работы тем, что запретил пользоваться золотом и серебром, а железо, из которого, могли изготовляться деньги, приказал раскаленным опускать в уксус, делая его негодным для изделий. Деньги же из железа были столь громоздки, а стоили так мало, что для перевозки нескольких сотен монет нужна была телега, а для хранения — большая кладовая. В итоге грабежи прекратились — кто решился бы воровать или брать взятку, раз нельзя скрыть добычу?

За спартанские деньги нельзя было купить что-либо и у иностранцев, и роскошь исчезла. Богач не имел преимуществ перед бедняком.

А поскольку брак с иностранцем и даже знакомство с ними считались пороком, то кончилось тем, что не спартанцы завидовали им, утопающим в роскоши, а иностранцы — мужественным и честным здоровым спартанцам, которым веками сопутствовали победы.

Плотникам и столярам Ликург запретил пользоваться сложными плотницкими инструментами и требовал, чтобы дома были сделаны только при помощи топора и пилы, так как к бревенчатым стенам не пойдут дорогие ковры, золотые кубки или кровати на серебряных ножках (из кн.: Знаменитые греки. М., Просвещение, 1968.)

В 1675 году с целью сбережения деревянных мостовых за подписью Петра I в Петербурге был обнародован Указ: «...Чтоб с сего времени впредь скобами и гвоздями, чем сапоги мужские и женские подбивали, никто не торговал и у себя их не имел; также и никто, какого бы чина кто ни был, с таких подбоев сапогов и башмаков не носил; а ежели у кого оные явятся, и те жестоко будут штрафованы, а купеческие люди, которые такие скобы и гвозди держать будут, сосланы будут на каторгу»... Город, где в году более 170 дождливых дней и множество наводнений, к тому же построенный на болотах, существовать без деревянных мостовых просто не мог. В какой-то степени именно дощатые настилы на улицах Петербурга и стали залогом его дальнейшего развития.

«Царем-плотником» называли Петра I иностранцы. Петр владел 14 ремеслами, из которых плотничное считал любимым: участвовал в постройке кораблей, домов, любил работать на первых токарных станках, изобретенных А. Нартовым, вытачивая из дерева различные вещи.

В течение многих столетий в Северной Европе и, конечно же, на Руси дерево было основным поделочным и конструктивным материалом. В последние годы раскопки открыли малоизвестный и доселе невиданный мир деревянных вещей новгородцев: дома и мостовые, корабли и сани, мебель, домашняя утварь, игры, музыкальные инструменты и даже письменные документы — берестяные грамоты. Число деревянных вещей, которых касалась некогда рука мастера — древнего художника, столяра, плотника — превышает несколько тысяч. Это столы, поставцы, лавки, чаши, гребни, шкатулки, гусли, гудки, прялки, корабельные уключины, шахматы, игрушки... Их формы, совершенствовавшиеся из века в век, настолько лаконичны и выразительны, что представляют собой произведения истинного искусства. Поразительно богат и видовой состав древесины, избранный древними мастерами: сосна, ель, ясень, дуб, липа, лиственница, береза, яблоня, груша, самшит, можжевельник... Всего и не перечислить.

Новгородцы умело использовали декоративные свойства древесины, ее фактуру, цвет. Своим домам они стремились придавать цельный художественный образ. Так, глухой и массивный бревенчатый сруб завершался высоким силуэтом фигурной кровли. Двускатная крыша на самцах — бревенчатых фронтонах — покрывалась тесом, дранью, а  нередко и фигурным дубовым лемехом. Фронтоны и стены, как правило, украшались резными причелинами, наличниками и подзорами. Резные конструкции кровли приобретали почти скульптурную форму и завершались фигурами зверей и растительно-орнаментальными завитками. А чтобы терем или церковь казались выше, бревна сруба клались по «росту»: внизу самые толстые, выше — тоньше.