Цифры и факты

Страницы: 1 2 3 4

Изящно выгнутые, расписные коромысла и дуги конной упряжки, лихо заломленные полозья санок и лыж, выпуклые бока бочек, кадок, лодок, гнутые ножки мебели, ручки тростей, бадиков, колеса телег — все эти вещи столяры, саночники, краснодеревщики, бондари, колесники научились делать издавна. После кипячения и пропаривания дерево легко гнулось. Для придания ему особой формы в XIX веке научились пользоваться чугунными формами и держали в них, пока не высохнет.

Еще наше поколение помнит рудную избу русского Севера: с крытым двором, ввозом и дымником, амбаром с сусеками, водяными мельницами, овинамя, ригами, банями и многими другими деревянными постройками, формировавшими особый архитектурный лик... В последние годы ценнейшие крестьянские постройки перемещают на специальные музейные территории, где «утратив свою функциональность», они становятся образцами самобытных, неповторимых некогда деревенских пейзажей.

Из всех деревянных построек, сопутствующих жилому дому, самым значительным можно назвать амбар... Даже при самом беглом взгляде на амбары видна их добротная прочность и пропорциональная слаженность, в чем так образно отразилось внимание к ним как к хранилищам самого ценного, что есть в крестьянском хозяйстве,— хлеба. Чистая подгонка каждого бревна, массивная дверь в мощных косяках,
кованый железный замок с фигурной личиной и очень скромный декор, сосредоточенный лишь в причелинах и шеломе, ласкают глаз своей строгой сдержанностью и хозяйской обстоятельностью.

Внутри амбар сделан столь же заботливо и тщательно: сусеки для зерна, крупы и муки расположены в первом этаже «от угла до угла»— добротные и прочные, из широких и толстых досок-плах, связанных между собой настолько плотно, что об утечке зерна не может быть и речи. Сами сусеки представляют собой встроенный в сруб длинный и высокий ларь, разделенный внутри на отсеки.

В верхнем этаже сусеков уже нет. Здесь в стены врублены нетолстые слеги — «грядки», на которые развешиваются шкуры, кожи, пряжа, одежда... А ниже, у самой стены, идут продольные широкие лавки для более мелких предметов. Амбары бывают одно- и двухэтажные; с наружной лестницей и внутренней; с навесом и без; с входом в торцовой стене и в боковой; с односкатной крышей и двухскатной; на столбах и без них; с сусеками по одной стороне и на обеих...

Издалека приметны ветряные мельницы. Они всегда стоят на виду у всех. В небольших деревнях — одна, редко две; в крупных, таких, как Азополье на реке Мезени, мельниц насчитывалось до трех десятков.

Разновидностей ветряков немало. Самая крупная градация — деление мельниц на две группы: столбовки и шатровки, отличающиеся конструкцией. У шатровок «на ветер» поворачивается лишь верхняя часть с валом и крыльями; столбовка же вращается вокруг своей оси, вся, целиком.

Входишь в такую мельницу, и перед тобой открывается почти первобытный мир деревянной механики. Умно, просто, удобно — да и красиво!— слажен весь этот механизм, в котором все, кроме единственного железного шквореня в жернове, сделано из дерева. Осью крыльев и своеобразной трансмиссией здесь служит огромное толстое бревно, а его коренными подшипниками — сами стены и врубленные в них березовые копы. На валу закреплены массивные зубья, поднимающие и сбрасывающие в заданном порядке тяжелые песты крупорушки, а также главная ведущая зубчатая шестерня величиной чуть ли не с паровозное колесо. Через нее вращение вала передается на зубчатый барабан и вертикальный шкворень. А от последнего — к верхнему жернову.

...Остров Кижи — остров сокровищ. На нем стоит известный во всем мире кижский ансамбль, жемчужиной которого является двадцатидвухглавая Преображенская церковь (1714 г.). По-своему хороша и неповторима Покровская церковь (1764 г.). С древней шатровой колокольни, стоящей между ними, хорошо просматривается весь остров. На нем собраны чудесные, полные волшебной прелести церквушки, часовни, ветряки, амбары, удивительные избы, созданные умелыми руками сельских зодчих.

В давние-давние времена остров Кижи использовался для проведения народных празднеств. Об этом говорит и название острова, происходящее от карельско-вепского слова «кижат» — игрище.

По решению Совета Министров Карельской АССР от 16 ноября 1960 года в Кижах создан музей-заповедник на площади в 16 гектаров.