О принципах западной архитектуры в средние века

В эпоху упадка империи, например в галло-римских сооружениях, скульптурные украшения как бы случайно разбросаны по облицовке, по пилястрам, даже по стволам колонн. Можно подумать, что в то время после выполнения конструкции начерно скульпторов приставляли к необделанному, «два отесанному камню и они должны были тут же, невзирая на швы и ряды кладки, вытесывать на этих камнях орнаменты и фигуры, сколько их могло там поместиться.

Романская архитектура на закате своего существования, особенно на западе Франции *, впадала в те же крайности. Светские архитекторы французской школы окончательно порывают с этими приемами, всегда свидетельствующими об упадке искусства. Орнаментация становится умеренной, разумной, она занимает лишь определенные архитектурные часта, не впадает в излишество, и ее трудно было бы сократить или увеличить, не нарушив общей гармонии.

Об этих зданиях часто судят по их наружному виду, не думая о том, что их в продолжение почти семи веков изменяли и уродовали; поэтому относят за счет задумавших их архитекторов все позднейшие ошибки, повреждения, последствия надстроек и обветшания. Случается также, что о памятниках древности судят по сохранившимся развалинам, и воображение, добавляя отсутствующие части, рисует себе красоты, не существовавшие в действительности. Многие римские здания ничего не выиграли бы от реставрации, и то, что от них осталось, часто как раз и составляет их величие и красоту, а это и есть их конструкция. Я не окажу этого о греческой архитектуре, которую, напротив, для справедливой оценки нужно представить себе во всей полноте и со всеми ее аксессуарами. Ввиду того что мы со времен Возрождения значительно сильнее вдохновлялись римской архитектурой, нежели греческой, мы не обращаем внимания на одно из весьма ценных качеств, свойственное в средние века нашему искусству наравне с греческим. Римляне мало чувствительны к контуру, к видимой форме художественного произведения, их сооружения часто отличаются мало привлекательным силуэтом; нужно представить себе в реставрированном виде массу больших сооружений, созданных их гением, чтобы убедиться в том, что эта масса, если не говорить о размерах, вероятно, приобретала линии и контуры, весьма далекие от греческого изящества. Повторяю, в своей архитектуре греки учитывали свет, прозрачность воздуха, окружающий ландшафт; они выработали целую науку о расположении углов своих зданий, выделявшихся силуэтом на фоне неба или голубоватых гор. Очевидно, они не изучали этих важных элементов архитектуры в геометрической проекции, но весьма точно и весьма тонко учитывали перспективные эффекты; они комбинировали эти эффекты, как подлинные художники, прекрасно понимая, что выстроенные здания рассматриваются не в геометрической проекции. Эти расчеты людей, одаренных правильным и топким чувством формы, недоступны уму римлянина; мы видим, что у него, наоборот, единственную заботу составляло изучение сооружения с геометрической точки зрения, что в этом он видел свою основную задачу. Подражание римской архитектуре роковым образом вернуло нас к тем приемам, которыми пользовались римские архитекторы, и вследствие этого наша работа свелась к комбинированию планов и разрезов на бумаге, причем мы меньше всего думаем о перспективных эффектах отстроенного здания.

* Как в некоторых зданиях XII века в Пуату.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36