О принципах западной архитектуры в средние века

Возьмем, например, профили, имеющие в архитектуре двойное значение; профили обусловливаются, с одной стороны, необходимостью, с другой стороны — художественным чутьем: необходимостью—потому, что они всегда должны выполнять какую-то функцию, художественным чутьем — потому, что этим профилям нужно придать формы, характер, указывающий на эту функцию. Когда профиль в точности выполняет предназначенную ему функцию и радует глаз, принимая очертания, вполне соответствующие этой функции, то он имеет стиль. Когда архитектура имеет профили, отвечающие этим условиям, ее можно рассматривать, как весьма развитое, весьма тонкое, весьма продуманное искусство. Наоборот, если архитектура покрывает свои здания профилями, рисунок которых не оправдывается разумными основаниями, когда их роль сводится к чисто декоративной, то этой архитектуре недостает качеств, имеющих основное значение для стиля. Между тем, из всех хорошо нам известных архитектур только в античной греческой и в архитектуре светской школы средних веков профили в равной мере удовлетворяют и разум и чувство; мне очень досадно за римскую архитектуру, но она обладает этим качеством только тогда, когда она почти рабски подражает греческому или этрусскому искусству. Римские профили эпохи империи, начиная с Траяна, представляют собой лишь с каждым днем все более бледные копии греческих. Что касается профилей итальянского или французского Возрождения XV и XVI веков, то в них мы видим лишь непонятые традиции блестящих периодов античных искусств, выродившиеся, наобум вычерченные архитекторами образцы, на которые публика смотрит равнодушными глазами. Я думаю, что римляне не придавали большого значения предмету, который для них был не более, как деталью, сделанной удачно или неудачно, но без всякого внутреннего смысла. Между тем, в романский период во Франции мы видим, что архитектор тщательно изучает эту важную часть своего искусства; он, так сказать, очищает профили, дошедшие до него от эпохи упадка, но не вполне расстается с ними. Мы видим, что римские образцы всегда служат ему отправной точкой; этого уже нет в концу XII века: профили, как и конструкции, как и скульптура, всецело изменяют форму.

Приведем несколько примеров. Греки не ставили баз под дорийскими колоннами; они оставляли эту нижнюю архитектурную деталь для ионийского ордера. Между тем, база помещалась в Греции под колоннами с очень древних времен; колонны фронтона сокровищницы Атрея в Микенах имеют базы, странным образом приближающиеся к профилям, принятым у иранцев и у ассирийцев. Ионийский ордер, более древний, чем дорийский, имеет базы, но ионийский ордер был вывезен, по-видимому, из Азии, тогда как дорийский родился, очевидно, на греческой почве. Присвоив себе ионийский ордер, греки, верные своему обычаю, преобразовали его, очистили, сохранив вместе с тем его традиционные части; им было неприятно поместить у основания колонны выступающий цоколь, который мог лишь препятствовать движению проходящих; поэтому, сохранив базу в ионийском ордере, они предусмотрительно не придали ему квадратного плинта; база ионийского ордера Эрехтейона кругла, как и ствол колонны; некоторые из них в большом портике имеют профиль, изображенный на рис. 65; в малом портике — профиль, показанный на рис. 66. Для этих четких профилей, имеющих такие острые края, подходит только мрамор; к тому же нужно предположить что греческие уличные мальчишки были не такими вандалами, как наши, или что вход в портики им был запрещен, — иначе они непременно обломали бы эти острые края ради развлечения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36