О принципах западной архитектуры в средние века

Необходимо поставить перед глазами читателей наших «Бесед» чертеж этого фасада в целом, хотя этот чертеж не может передать впечатления, производимого зданием; фотографии дополняют то, что бессильны воспроизвести геометрические чертежи. Но я только что говорил об обработке углов зданий, вырисовывающихся в виде силуэтов, контуров, приобретающих такое значение в глазах зрителя, об одновременном применении камней, положенных на постель и поставленных стоймя, как для придания конструкции жесткости, так и в целях нарушения монотонности здания, состоящего из рядов кладки одинаковой высоты, тесной связи между конструкцией и декорацией, — и я нигде не найду более полного, более однородного архитектурного целого, в котором эти качества были бы более продуманны. Заметим, прежде всего, что архитектор сумел,— явление, весьма редкое, особенно, когда здание достигает больших размеров, — не деля своего фасада на отдельные куски, расчленить его большими горизонтальными линиями, на которых отдыхает глаз; что эти членения произведены тонким художником, поскольку они обладают различной шириной, просто или богато обработаны, разнообразны по своим деталям и в то же время сохраняют полное единство с целым. Здесь нет, как это часто можно встретить в римских, византийских или новых зданиях, наслоения декоративных мотивов, как бы помещенных случайно, которые легко заменить другими, переделать или упразднить (см. табл. XII). Каждое членение полно смысла; так, в массивном цокольном этаже открываются три двери с широкими амбразурами и богато украшенными арками. Чтобы сочетать эти три двери и уничтожить сухость линий контрфорсов, четыре выступающих балдахина, несомых небольшими монолитными колоннами, заключают в себе четыре колоссальных статуи, причем линии контрфорсов остаются непрерванными, так как о них живо напоминают колонки и две светлых полосы по обеим сторонам статуй.

Над этим цокольным этажом, который, несмотря на изобилие скульптур, украшающих арки, сохраняет строгий и массивный вид, по всей ширине фасада проходит галерея-портик, состоящая из сквозных перемычек, поддерживаемая монолитными колоннами, увенчанными широкими капителями; во всех промежутках между колоннами поставлены колоссальные статуи королей. Но архитектор позаботился о том, чтобы, не прерывая своего портика, показать, как выдаются вперед контрфорсы; действительный масштаб этого пояса, очень сильного по композиции и выполнению, узкого по сравнению с высоким фасадом, выявляется расположенной над ним балюстрадой, напоминающей о человеческом росте. Наверху контрфорсы продолжают подниматься уступами, но три секции отступают на значительную глубину, оставляя широкую террасу на галерее Королей и придавая, кроме того, этой галерее большую значительность в качестве декоративной линии. В центральной секции открывается, под глубоким архивольтом полукруглой арки, роза, отмечающая центральный неф и высоту внутреннего свода. В боковых секциях прорезаны парные окна, освещающие залы первого этажа башен и приведенные к общему масштабу фасада обрамляющими их архивольтами. Два маленьких глухих круглых окна помещаются в тимпанах под этими архивольтами и повторяют доли центральной розы. Над этим этажом, кажущимся более низким, чем цокольный этаж, господствует большой, украшенный густой листвой, карниз, окружающий контрфорсы и позволяющий им свободно отделяться от массы здания; затем начинается конструкция обеих башен. И здесь-то убеждаешься в гениальности художника. Выделить две башни, т. е. два тяжелых, плотных массива, на фасаде, общий вид которого представляет сплошную поверхность, всегда сопряжено со значительными трудностями. Интервал, остающийся между двумя башнями, создает пустое пространство в центре фасада, там, где глаз просит, наоборот, твердой, господствующей точки, ибо пирамидальная форма является потребностью глаза, потому что она говорит о полной устойчивости. Поэтому, неожиданно поставив эти две башни на нижнюю, почти квадратную массу, архитектор соединил эти башни и пропустил перед их лицевыми сторонами высокую ажурную галерею, весьма удобную для сообщения, состоящую из больших монолитных колонн и богатой аркады, и завершил все энергичным, сильно выступающим карнизом и балюстрадой, даже и здесь напоминающей о масштабах человеческого тела и придающей этой галерее ее действительную высоту. Архитектор этим искусным приемом смягчил переход от заполненного пространства к пустому. В оставшемся пустом промежутке между двумя колокольнями галерея, вырисовываясь на фоне неба и на щипце нефа, поднимающемся позади колоколен, устраняет сухость линий на фоне пустоты: она как бы служит переходом от сплошной массы к небу. Помещаясь перед обеими башнями, она помогает обойти трудность установки двух отдельных тел на одном сплошном теле, она способствует тому, что глаз уже не может точно уловить ту точку, в которой от одной системы здание переходит к двум раздельным системам. Эта галерея делает из фасада Нотр Дам одно однородное целое, вместо фасада с двумя башнями, на него поставленными. Образуя портик между контрфорсами непосредственно над секциями, она как бы продолжается в сплошной облицовке лицевой стороны этих контрфорсов; в этом архитектор снова доказал свой безошибочный вкус и глубокое понимание производимого эффекта. Нельзя было более утонять контрфорсы такой декорацией, которая нарушила бы их массивность, и одновременно необходимо было, под угрозой нарушения горизонтального единства галереи, тесно связать их с этой галереей. Необходимо было подумать об углах этих контрфорсов, выделяющихся силуэтами на фоне неба; нужно было их чем-то увенчать, поскольку галерея служит наверху для сообщения вокруг колоколен. Нужно было еще избежать впечатления, будто устои этих колоколен выходят из галереи в виде пристройки, с ней не связанной. Выполнение всех указанных условий представляло весьма значительные трудности, тем более, что все это сосредоточено было в том месте фасада, которое по своему положению и значению должно было привлекать внимание. И вот как архитектор Парижского собора сумел преодолеть трудности (см. рис. 63).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36