О принципах западной архитектуры в средние века

Благодаря принципу упругости, положенному в основу моей конструкции, колонна может даже выйти из вертикального положения, не создавая этим никакой опасности разрушения, именно потому, что подошва, на которой она стоит, не настолько широка, чтобы легкий сдвиг вызвал трещины ребер. При помощи выступов капителей, при помощи дополнительного выноса Н я, в случае необходимости, поверну к оси нижней колонны равнодействующую давлений верхнего свода, совершенно не нарушая при этом впечатления прочности, требуемого глазом; наоборот, эти выносы придадут что-то мощное моей конструкции, а мои орнаменты, мои профили будут скомпонованы так, что они еще усилят эффект, производимый конструкцией *.

Очевидно совершенство восприятия греков заставило их принять комбинации линий, в которых дальнейшая практика обнаружила законы устойчивости. Если мы строим фасад, две наружные линии которого совершенно вертикальны, то этот фасад будет казаться шире у вершины, чем у основания (рис. 54); это тоже оптический обман, и к тому же — один из наиболее неприятных для глаза **.



Греки в фасадах своих зданий всегда старались слегка наклонить крайние линии внутрь; строя перистили своих храмов, они не довольствовались в угловых колоннах обычным нормальным наклоном колонны, они утрировали этот наклон, т. е. поступали так, как это в преувеличенном виде изображено на рис. 55. Они не только наклоняли угловые колонны внутрь, но делали промежуток между колоннами АВ более узким, чем остальные промежутки, и, кроме того, придавали угловым колоннам больший диаметр, прекрасно понимая, что углы, почти всегда видимые по диагонали, выделяются в пустом пространстве, на лазури неба или на ярко освещенном фоне, и что свет как бы уменьшает предметы, которые он окутывает. Это, несомненно, весьма тонкий зрительный инстинкт, который в данном случае и сумел натолкнуть на закон статики. Точно так же, если приходится сделать проем в здании, проем, в глубине которого — тень, и если косяки по обе стороны этого проема поставлены вертикально (рис. 56), то отверстие кажется более широким у вершины, чем у основания. Поэтому греческие архитекторы не преминули придать наклон дверным и оконным косякам своих зданий (рис. 57). В этом — опять-таки потребность глаза, совпадающая с законами статики, а именно: если необходима известная ширина проема, чтобы пройти в дверь, не нужно сохранять эту ширину по всей высоте двери, и, сближая косяки вверху, сокращают, таким образом, пролет дверной перемычки и усиливают этим часть, лежащую над проемом. Наши архитекторы XII века, применяя архитектурные формы, во всем отличные от греческих, систему конструкции, противоположную системе греков, руководствовались, однако, теми же инстинктами. Они всегда суживали свои фасады к вершине не посредством наклона линий, но посредством последовательных уступов в вертикальных линиях, поскольку их постройки состояли из рядов каменной кладки. В проемах архаичных греческих построек оба дверных косяка (рис. 57) представляют собой два куска камня или мрамора, поставленных стоймя и слегка наклоненных один к другому, дверная перемычка также из одного куска, — таков первоначальный вид; и когда позднее архитекторы строят те же косяки, укладывая один ряд камней на другой, они сохраняют форму архаичной постройки. Прежде (я говорю о первоначальной постройке) оба косяка были снабжены в своей верхней части двумя шипами (рис. 55, А), на которые насаживалась дверная перемычка, причем она, естественно, должна была переходить через эти косяки, чтобы сохранить гнезду вою его прочность. Этим объясняется происхождение ушка у перемычки греческой двери. Архитекторы XII века не строят дверных косяков из одного куска; эти косяки состоят из рядов кладки, но дверные перемычки сделаны из целого блока. Эти архитекторы не копируют римской двери с ее наличниками, в которой лишь сказывается банальная традиция и бессмысленное подражание греческому проему; нет, рассуждая подобно грекам, стараясь уменьшить длину перемычки, они ставят дверные косяки вертикально, но облегчают работу перемычки посредством кронштейнов (рис. 58) ***, и, чтобы получить еще большую уверенность в том, что перемычка не проломится, чтобы иметь возможность поместить над ней тяжелую каменную конструкцию, они устраивают разгрузную арку, освобождая косяки и перемычку и снимая с них всякую нагрузку. Греки достигли разгрузки перемычки путем уменьшения проема у его вершины при помощи рядов кладки, уложенных напуском над перемычкой. Архитекторы XII века достигли разгрузки перемычки, уменьшив ее длину при помощи двух кронштейнов и поместив над этой перемычкой разгрузную арку. Те и другие слушались того же инстинкта, подчинялись тому же закону, вытекающему из этого инстинкта, а между тем, их архитектурные формы вследствие различного применения принципов не только различны, но и противоположны. И те и другие следовали внушениям своей тонкой натуры и пришли к результатам, противоположным по форме, но идентичным по существу.


* См. более подробное описание такого рода конструкций в „Dictionnairc raisonne..." под словом «Construction».

** Старый западный фасад церкви Сен Дени. Тот же недостаток наблюдается в нескольких фасадах конца XII века, как, например, в фасаде церкви Нотр Дам в Манте.

*** Боковая дверь фасада собора в Санлисе (последние годы XII века).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36