О принципах западной архитектуры в средние века

Кроме того, это безвкусно, ибо вкус прежде всего состоит в умении человека казаться тем, что он есть.

Архитекторы светской школы средних веков, несмотря на проявляемую нами во все времена склонность показать себя, подчиняли форму, другими словами, видимость, применяемым приемам и материалам. Они никогда не придавали залу в замке формы церкви, больнице — вида дворца, городскому дому — наружности сельского помещичьего дома; каждая часть занимает свое место и носит свойственный ей характер; если неф обширен, то окна велики; если комната мала, то оконные проемы соответствуют тому пространству, которое они должны освещать; если строение делится на этажи, то это можно видеть снаружи: искренность является наиболее разительным качеством ранней готической архитектуры; искренность — одно из основных условий стиля в искусстве, а также одно из условий экономии в издержках. К тому же эти архитекторы смелы, их конструктивные комбинации идут дальше тех материальных средств, которыми они располагают; они опережают индустриальное развитие своей эпохи; они скорее ощущают недостаток в материалах, чем в теоретических знаниях и воображении. Архитектор XIII века, перенесенный в нашу среду, был бы в восхищении от состояния нашей индустрии, но ему могла бы прийти мысль, что мы не умеем ее использовать. Если материальных средств недоставало в то время, когда искусство было способно воспользоваться высоко развитой индустрией, то наше так называемое уважение к здравым доктрин а м (которое, кстати, никто не потрудится подвергнуть анализу) запрещает нам применять средства, изобилующие в XIX веке; результатом такого положения вещей явилось изолированное положение художника; вместо того чтобы использовать всё и овладеть всем, он держится вне движения. Вместо того чтобы изменить в соответствии с пределами и сущностью этих новых приемов формы, провозглашаемые непреложными, он, сам не зная для чего, искажает новые способы, которые ему предлагают, стараясь подчинить их этим формам.

Архитектор жалуется, что его век утратил вкус к красивым вещам, потому что он сам не желает попытаться создать красивые вещи при помощи тех средств, которые предоставляет ему его век. Он жалуется на то, что инженеры, например, захватывают область искусства, и на то, что они создают иногда произведения, лишенные искусства; но он боится расстаться с устаревшей рутиной и отдать свой ум и свое художественное образование на служение новым запросам. Я все же признаю, что не все архитекторы так чуждаются нового движения и что большинство защитников этих узких доктрин в области нашего искусства принадлежит к весьма внушительной категории любителей; каждый считает себя немного архитектором, что делает большую честь архитектуре, но вместе с тем приносит ей известный вред. Я считаю, что архитекторы, подчиняющиеся весьма широким принципам, стоящие вне предрассудков школ и обывательских,  мнений, легко справились бы с толпой архитекторов-чиновников. Стоит только внести немного здравого смысла во все, что мы делаем, действовать, как наши предшественники, умевшие рассуждать,— в конце концов рассудок всегда берет верх; я говорю — в конце концов.

Архитектура светской школы XIII века правдива, она применима ко всякому объекту, ибо ее принципы вытекают скорее -из рассуждения, чем из формы. Никогда форма не связывала архитекторов XIII века, воздвигнувших невероятное множество церквей, дворцов, замков, гражданских и военных сооружений, а между тем, малейший фрагмент постройки той эпохи говорит о своем происхождении, носит отпечаток своего времени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36