О стиле и композиции

Греческий народ, в силу ли его инстинкта, в силу ли его расчетливого ума, нужно признать великим родоначальником европейской цивилизации как в античной древности, так и во времена христианства. Итак, когда в Европе господствовали варвары, т. е. с V по XII век, греки были ревнивыми, непреклонными хранителями наук, искусств, ремесел, не позволяя даже в своей среде изменять что-либо в этом священном наследии, как будто во время этого начального пробела в истории Европы они задумали донести его неприкосновенным до более благоприятной эпохи. Этот народ, со времен Августа до Константина толкавший искусство в сторону прихотей и фантазии, казалось, забыв, в чем именно заключается стиль, народ, увлекавшийся все более и более изысканным я чувственным выполнением, — этот народ, говорю я, с того момента, как он оказался лицом к лицу с варварами, не ограничивается  тем, что удерживается, не скатываясь дальше по пути, ведущему к упадку, — он делает последнее усилие, достойное восхищения, и возвращается к чистым источникам; он снова приходит к первоначальным образцам, он воссоздает эти образцы в соответствии с духом времени, он их окончательно устанавливает, он пользуется остатками могущественной организации Римской империи, чтобы воспретить их изменение в своей стране. Подобно тому как император остается на Востоке верховным жрецом (Pontifex Maximus) нового культа, так же, как он был им в Риме при древнем культе, этот император становится главой религии, главой искусства, объявленного незыблемым, как догмат. В этом благоговейно охраняемом наследии Запад черпает в течение нескольких веков семена своих искусств, наук, ремесел, и когда эти семена пустили ростки, Восточная империя, ослабленная самой своей неподвижностью, одряхлевшая, распущенная, в свою очередь, гибнет в потоке варварства. Поистине, в этом мире народы, как и отдельные люди, имеют свою жизненную задачу и, выполнив ее, должны исчезнуть.

Я попытался в нескольких строках очертить роль греческого искусства в первые столетия средневековья; нужно разъяснить влияние этого искусства, его распространение на Западе, показать, как развиваются новые искусства и в каком направлении. Я только что говорил, что византийские греки повернули вспять после утверждения в их стране империи, что они оставили прежний свободный путь, которым они шли со времен Перикла, чтобы замкнуться в освященные формы перед лицом западного варварства. Ни один народ не понимал лучше греков, что такое стиль в искусстве; у них это было инстинктивным чувством, но еще более это было результатом работы рассудка.

Со времен Перикла и после пелопоннесских войн греческое искусство, сохраняя свои изумительные приемы выполнения, неудержимо стремилось к реализму. Вскоре, поглощенные непреодолимой силой Рима, греки сделались поставщиками развлечений, артистами, укротителями римского колосса. Тотчас же поняв, что если они могли когда-то покорить и удержать Восток, то перед политической организацией римлян они бессильны, они примирились с ролью распространителей искусств, философии, литературы среди своих суровых покровителей. Но, отдавая им то, что у них было наиболее ценного, они утратили на службе у своих хозяев, довольно-таки равнодушных к искусствам, тот тонкий аромат, который распространяется только в благоприятной среде. Варвара нельзя приручить (а для греков римляне были варварами), не становясь самому отчасти варваром, и горе художникам, выбравшим себе покровителя, чуждого искусствам!

Итак, греки, будучи умными людьми, не стали заниматься обсуждением вопросов стиля с римлянами, ибо они чувствовали, что те не поняли бы их, но взяли на себя выполнение их строгих заданий, довольствуясь ролью декораторов; их усилия были направлены лишь на удовлетворение пышного вкуса своих властителей; они старались по возможности очаровать их блестящим, если не тонким, выполнением. Что делать под управлением римлян? Повиноваться и стараться самому превратиться в римлянина. Но когда христианство стало религией империи, утвердившейся в Византии, греки снова встали во главе искусств. Сохраняя в римской архитектуре то, что в ней принадлежало римлянам, т. е. конструкцию, они преобразовали декоративные детали. Каким образом? Мы попытаемся сейчас в этом разобраться. В конструкции они позволяют себе смелые приемы, характерные для их гения, но эти смелые приемы систематичны, они — скорее результат расчета и рассуждения, чем произвола и фантазии.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41