О стиле и композиции

Нельзя не упомянуть о том, что большинство этих художников приняло сторону реформации в тот момент, когда она начала приобретать приверженцев во Франции. XVI век у нас, при всем его блеске, представляет собой длительную и иногда трагическую мистификацию. Люди обманывают друг друга; каждый выставляет напоказ чувства, противоположные его истинным наклонностям и интересам. Ведется борьба за религиозные убеждения, а между тем, ни католиков, ни кальвинистов далеко нельзя назвать верующими. Реформация пополняет свои ряды главным образом людьми высших классов, теряющих в сё в случае социальной революции и не реформирующих поэтому своих нравов. А народ фанатично защищает религиозные традиции, между тем как ему нечего терять и еще предстоит всё завоевать; он примешивает к защите церковных традиций, к своему союзу с самым деспотическим да католических королей, республиканские чувства. Королевская власть обнаруживает слабость и нерешительность в тот момент, когда особенно важно было проявить энергию. Тот, кому удается снова внести порядок в страну, Генрих IV, является самым ловким и самым остроумным мистификатором.

Искусства того времени дают верную картину этого хаоса в идеях. Путаница, отсутствие единства и гармонии между принципами и внешним видом, преувеличенное значение, придаваемое деталям, исполнение, часто небрежное, всегда манерное, расплывчатое, неуверенное. Несколько индивидуальностей появляются среди этого беспорядка, но они не оставляют после себя следов. Это молния, а не свет. Этот век, столь блестящий в свои первые годы, завершается среди развалин. Между тем, гражданский дух уже существовал, чувство политического долга было развито, национальное единство усиливалось.

Начиная с первых лет XVII века, заметно, что в искусстве совершился переворот: увлечение Италией кончилось. Тогда на французской почве возникают гражданские здания, отмеченные печатью нового: это уже не беспорядочные фантазия или мистификации ренессанса, не готические традиции; старый галльский дух вновь проявляется в них со всей своей энергией. Архитектура этого времени рассудочна, в ней отсутствуют излишние украшения, она сдержанна, тщательно продумана в своей конструкции, в точности отвечает своему назначению. Она даже задается целью с какой-то пуританской аффектацией применять не более, как самые необходимые средства, но без узкого педантизма, сохраняя при этом свободу, полную спокойствия. Она щеголяет конструкцией, показывает ее, хочет, чтобы эту конструкцию видели и ценили; она придает большое значение прочности, не переходящей в тяжеловесность. Это архитектура людей тонкого ума, в достаточной степени разочарованных, образованных, любящих роскошь без пышности, довольство без изнеженности; с другой стороны, она вновь приобретает утраченную в предшествующем столетии независимость, с которой ей впоследствии .предстоит снова расстаться.

Архитектура в период между концом царствования Генриха IV и совершеннолетием Людовика XIV — это все французская архитектура, и после архитектуры XII, XIII и XIV веков она, по моему мнению, наиболее заслуживает этого названия. Проходя по дворцу или особняку времен Людовика XIII, как бы погружаешься в жизнь его прежних обитателей. Эти здания являются как бы оболочкой общества той эпохи, последней эпохи, оставившей глубокий след в истории мысли и искусства, обладавшей одновременно твердыми, независимыми чертами и самым живым и изящным умом, соединенным с насмешливым добродушием, присущим нашей стране. Долголетнему царствованию Людовика XIV с трудом задалось подавить это последнее усилие французского духа в искусстве. Людовик XIV любит строить, но он вносит в управление искусствами тенденции, нарушающие их развитие, ибо искусства могут жить лишь при условии духовной свободы художника. В его эпоху мудрые и добрые традиции строительства исчезают, выполнение становится все более и более небрежным, каменщики строят плохо, плотники не умеют уже разумно и экономно соединять деревянные части» у скульпторов нет уже той твердости в руке, того тонкого чутья, того вкуса к правдивому, которыми они обладают еще в начале XVII века; из-под их отяжелевшего резца выходят скучные и бесцветные произведения, пышные, но лишенные величия; старые ремесленные цехи умерли; то, что осталось французского в нашем искусстве, износилось.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41