О стиле и композиции

Но посмотрим, среди каких народностей и в каких условиях проявлялось это влияние восточного искусства. Когда готы, франки, бургундцы одни за другими наводняли территорию Галлии от устья Рейна до берегов Средиземного моря и до Арморики, они везде находили римское искусство распространенным среди туземного населения. После разграбления городов и разрушения зданий пришлось подумать о том, как бы устроиться, а вскоре и о том, как бы защитить себя. Новые завоевателя ограничились тем, что чинили — плохо ли, хорошо ли — то, что сами разрушали, или подражали сохранившимся постройкам. Следовательно, на западной территории с римской конструкцией никогда не расставались. Строили не сами завоеватели; им приходилось обращаться к помощи туземных рабочих, у которых, не было иных традиций, кроме римских. Но когда после анархии, сменившей нашествия, установилось нечто вроде государственного управления, любовь к роскоши быстро охватила новых властителей страны, нужно было украсить эти грубые постройки — последние остатки римской архитектуры; обратились к восточным художникам, а воспользовались главным образом движимостью — мебелью, тканями, драгоценностями, утварью, которые вывозили с Востока. Сохраняя западно-римский способ отделки, скульпторы и живописцы со времен Карла Великого начали покрывать сооружения декоративными украшениями, взятыми с предметов, полученных с Востока. С куска шелка взят был скульптурный орнамент для фриза, шкатулка или диптих дали рисунок для барельефов, украшающих тимпаны и капители. Таким образом, римская архитектура облекалась в некоторых местах в новую одежду, тогда как в других она пыталась сохранить старые западные обломки, разбросанные по земле.

Византийское влияние было весьма неравномерным в Галлии в IX и X веках. В Перигё, например, в конце X века построили церковь — византийскую по плану и по форме, римскую — по декоративным деталям. Через несколько лет на Луаре, на берегах Сены и Уазы воздвигали здания, почти целиком римские по плану и конструкции, тогда как их декоративные украшения были явно навеяны Востоком. Эпоха, в которую происходит смешение в различных дозах римских традиций с восточными влияниями, представляет собой период, который во Франции получил название романского. Но в романском стиле нет единства, и на протяжении от Альп до океана и от Ла Манша до Средиземного моря он так же различен, как различны провинции, расположенные на этой обширной территории; и когда .говорят о романском стиле, лучше указывать, о каком именно, о романском ли стиле западных провинций, или о романском стиле Роны, Соны или Марны, или о нормандском романском стиле, или о романском стиле Иль де Франса или Пуату. Между тем, эти различные стили имеют общие фамильные черты, которые им придает главным образом дух континентального Запада. В другом месте * я счел необходимым в общих чертах рассмотреть этот вопрос. Я сказал, полагая, что никто не будет этого оспаривать, что существует средневековая французская архитектура. Ясно, что, говоря о французской архитектуре средневековья, я подразумевал западную архитектуру или архитектуру Галлии, поскольку на протяжении значительной части средних веков Франции, собственно говоря, еще не было. Не предполагая, что это мнение встретит возражения, я оказался недостаточно осторожен; я слышал, как образованные иностранцы, которые отнюдь не расположены уступать нам то, что нам не принадлежит, признавали и изучали французскую архитектуру средневековья; мне не пришло в голову подвергнуть сомнению существование этой архитектуры.

* «Dictionnaire raisonne de I'Architecture francaise».


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41