О стиле и композиции

Подобная школа, принципы которой строго соблюдались, становится для варварских народов лучшей из школ, особенно если эти народы одарены самобытным талантом и если они вышли из-под влияния могущественных традиций.

Карл Великий был первым, приступившим к оживлению искусств на Западе, но все, что он мог сделать, — это грубовато воспроизвести несколько памятников чисто восточного происхождения. Между тем, он велел вывезти художников, грамматиков, рукописи, ткани, мебель из Византии и Ломбардии, находившейся в то время под влиянием восточных искусств; таким образом варвары познакомились с продукцией высоко развитой цивилизации, и этот импорт прекратился лишь тогда, когда Запад смог, в свою очередь, развивать собственное искусство. Чтобы основать художественные школы, Карл Великий мог обратиться лишь к людям, занимавшимся науками, в силу своего положения, т. е. к духовенству. Франки, владевшие территорией по праву завоевателей, были слишком заняты войнами и защитой всех своих владений, чтобы думать о занятиях искусствами. Население городов не могло думать ни о чем другом, кроме как о том, чтобы жить и защищаться, а что касается колонов и рабов, то их существование, полное случайностей, не располагало к изучению искусств и ремесел. Монахи, жившие, наоборот, сравнительно спокойно и независимо, вскоре основали художественные школы, выпускавшие не только архитекторов, но и скульпторов, живописцев и ремесленников, которых аббатства посылали в подчиненные им учреждения. Этот крупный центр образовался на территории галлов, на берегах Совы, Марны, Рейна, Луары, Сены. Из этих-то мест в течение трех веков, с IX по XII век, распространились первые понятия об искусстве в Западной Европе, включая Италию*,— не в обиду будь сказано тем, кто считает, что западные искусства шли из Италии со времен Римской империи: памятники и тексты служат неопровержимыми доказательствами.

По сравнению с Галлией Италия была в то время погружена в анархию, подвержена всем бедствиям и не могла помышлять о воспитании архитекторов и еще менее скульпторов и живописцев. Когда в Италии хотели строить монастыри или церкви, то приглашали художников из братства Клюни, где нашли приют некоторые греческие изгнанники, вынужденные бежать со своей родины. В конце X века венецианцы построили собор св. Марка. Они остановились на греческом плане, на декоративных украшениях, исполненных греками, и использовали колонны и мраморные плиты, награбленные ими на берегах Греции, которые Восточная империя, ослабленная набегами пиратов всех стран, оставила незащищенными. На севере Италии в X и XI веках еще воздвигали здания; однако в остатках этих построек мы обнаруживаем только признаки большой неуверенности, слабые воспоминания об античной римской архитектуре, к которым примешиваются элементы, заимствованные у восточных художников. Что касается южной части полуострова, нам почти неизвестно, что там происходило в этот бедственный для нее период. Мавры, утвердившись в Сицилии, грабили ее берега, в Риме, давно уже разоренном, жизнь протекала среди развалин; если там еще строили, то собирая для этого обломки, находившиеся под рукой; это уже не было искусством. К тому же, эта разоренная страна, постоянно опустошавшаяся в течение нескольких веков, не имевшая ни торговли, ни промышленности, подпадавшая под иго всевозможных властей, отделенная от Восточной империи и неспособная жить самостоятельно, представляла самую печальную картину. Наоборот, начиная с X века между Восточной империей и Южной и Средней Галлией установились оживленные торговые сношения. Венецианские конторы, бывшие тогда торговыми посредниками Европы, существовали в Лиможе и сносились с Востоком через средиземноморские порты, а с Севером через Западное побережье. Тогда, в X и в XI веках, сношения с Константинополем были беспрерывны, и западные искусства пользовались преимуществами этой постоянной связи.

* См: «Dictionnaire raisonne de I'Architecture francaise du X au XVI siecle", статьи „Architecture" и „Architecture Monastique".


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41