О стиле и композиции

Романские архитекторы утратили традиционный способ изготовления замечательных римских растворов, позволявших создавать каменные массивы, однородные, как бетонные глыбы; они не умеют изготовлять гидравлическую известь; они строят на возвышенных местах, обычно очень далеко от больших рек, доставляющих хороший песок, они чувствуют, что не могут положиться на надежность соединения, даваемого теми плохими растворами, которые они применяют; они возмещают этот недостаток, являющийся результатом их материального бессилия, комбинациями кладки, жесткой или упругой, в зависимости от необходимости. Так, например римляне в своих постройках не боялись возводить стену на двух арках, основания которых сливались в одно (рис. 43), так как все целое ABC, хотя и состоящее из наклонных постелей, представляло собой однородную массу благодаря монолитности, обеспечиваемой прекрасным раствором. Но если бы эти растворы давали непрочное соединение, то стена, естественно, скользила бы по наружной поверхности арок EF, и вся ее тяжесть была бы перенесена на острый угол F. Тогда романский архитектор чертит план своего устоя так, как я показал выше (рис. 42), и, упирая обе. арки А на две расширяющиеся капители В, он оставляет между наружными дугами этих арок всю опору С, которую укрепляет встроенной колонной (рис. 44). Таким образом, арки становятся независимыми от опоры, поднимающейся от основания горизонтальными рядами каменной кладки. Это не архитектура, возразят мне, а строительная техника. Но дело в том, что мы подходим теперь к тому периоду в истории искусства, когда архитектура и конструкция становятся неотделимыми, когда архитектура представляет собой лишь конструкцию, скомбинированную так, чтобы отвечать материальным запросам и в то же время производить красивое впечатление стройным сочетанием материалов, отесанных и расположенных с точным соблюдением необходимых форм и размеров. Именно тогда, когда западный гений подчиняется этому принципу, выявляются его истинные стремления и присущие ему свойства, ибо тогда он все реже и реже заимствует что-либо от более ранних искусств, — он все черпает в самом себе: конструкцию, общее расположение, пропорции, профили, скульптурный и живописный орнамент, монументальную скульптуру... И во всяком случае не я буду упрекать средневековое искусство в этой независимости.




По-моему, каждой нации можно сказать: «Покажи мне твою архитектуру, и я буду знать тебе цену». Вплоть до ближайшей к нам эпохи между архитектурой и действительной ценностью нации существует настолько тесная связь, что можно было бы написать историю народного духа по выстроенным этим народом зданиям; а ввиду того, что я поставил себе за правило в этих беседах никогда не произносить суждения, не подкрепив его фактами, мои читатели разрешат мне обосновать это суждение.

Мы уже видели, что в искусствах древних греков и римлян отражается, как в зеркале, характер этих народов. В те времена, когда варварские народы набрасываются друг на друга, античные традиции на Западе претерпевают изменения, но эти варвары не вносят в них ни одного нового элемента. После этого переворота в жизни человечества постепенно возрождаются национальности, к ним; возвращаются присущие им неизгладимые черты, они узнают друг друга после общей свалки; тогда только формируется архитектура. На территории Галлии этим искусством завладевают монастыри и создают его по своему образу и подобию. В XI веке монастыри были не тем, чем они сделались позднее — сборищем людей, объединившихся в корпорацию среди твердо установившегося общества, чтобы вести сытую и бесполезную жизнь на земле, которую им предоставили или которую они постепенно приобрели. В монастырях XI века, наоборот, скрывались, чтобы работать, люди, получившие отвращение к анархии, бежавшие от беспорядка, желавшие освободиться из-под власти грубой силы, обрести где-нибудь покой, тишину и забвение того мира, где как в высших, так и в низших слоях общества царил один лишь произвол. Монахами в то время были лишь те, кто чувствовали непреодолимую потребность уйти от варварства. Поэтому монастыри пополнялись столько же из среды сеньоров, счастливых баловней того вша, сколько и из низшего класса. Эти люди образуют настоящее государство среди общества, неспособного собою управлять.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41