О стиле и композиции

Я могу с большим основанием, чем кто-либо другой, утверждать, что в нашем искусстве нет места изобретениям. Можно лишь подвергнуть анализу уже известные элементы, комбинировать, осваивать их, но не создавать их заново. Наше искусство настолько требовательно в отношении способов выполнения, что необходимо обращаться за помощью к прошлому для того, чтобы создавать в настоящем. В архитектуре мы занимаемся изучением и применением к каждому данному случаю того опыта, который мы накопили; это две совершенно различные операции нашего ума. Пусть все шедевры прошлого собраны в голове одного человека, но если он не владеет методом, позволяющим ему компоновать эти шедевры, если он не умеет ими пользоваться, то он сможет создать лишь плохо спаянные фрагменты, копии, подделки, стоящие в художественном отношении ниже произведения ничему не учившегося варвара.

В искусстве архитектуры нужно, кроме того, учитывать два совершенно различных элемента: требования необходимости, которым нужно подчиняться, и работу воображения художника. Необходимость диктует программу. Она говорит: я хочу иметь жилище, мне нужен воздух и свет... Но что такое работа воображения? Что такое воображение? Это — присущая человеку способность соединять и комбинировать в своем мозгу вещи, поразившие его чувства. Даже абстрактные понятия должны быть облечены в некую форму для того, чтобы человеческое воображение могло их постигнуть. Профессор геометрии, вычерчивая линию на доске, говорит: «Прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками». Ученый не оспаривает этой аксиомы, его разум понимает ее тотчас же, потому что его воображение рисует ему две точки и соединяющую их прямую линию. Затем ему говорят: «Точка не имеет ни длины, ни ширины, ни высоты, линия — не что иное, как последовательный ряд точек, следовательно, линия имеет лишь длину». Его разум допускает это абстрактное понятие, но его воображение, представляющее собой лишь продукт памяти, всегда рисует ему две видимых точки и  видимую линию. Разум допускает бесконечность, но никакое человеческое воображение не может представить себе бесконечности. Человек, родившийся без рук, глухим и слепым, не может иметь воображения. Когда архитектору говорят: «мне нужен зал», то его воображение немедленно рисует ему какой-нибудь виденный им зал. «Я хочу, чтобы он был очень открытым и чтобы в него проникало много света», — его память тотчас же подсказывает ему определенный зал, который он видел. «Я хочу, чтобы этот зал был высоким»,— его память снова делает усилие и напоминает ему определенный высокий зал. «Я хочу, чтобы он был очень открыт и чтобы свет обильно в него, проникал»,— память снова принимается за дело и указывает ему на некий зал, отвечающий этим условиям. Все эти процессы, происходящие в мозгу, занимают меньше времени, чем нужно, чтобы их описать. Архитектор предоставлен теперь самому себе; программа ему дана, ее нужно выполнить. Тогда память предлагает ему вперемежку все, что она могла удержать. В этот момент выступает рассудок: он оспаривает, выбирает тут и там, отвергает то или иное, затем воображение создает зал, часть за частью, и, наконец, рисует его в мозгу в законченном виде; возможно, что он не будет иметь никакого сходства ни с одним из тех зал, которые предлагала ему память, но, тем не менее, он не мог бы быть создан без помощи памяти.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41